Миасский краеведческий музей. Интересные факты

Миасский краеведческий музей. Интересные фактыМиасский краеведческий музей. Интересные факты

Почему я люблю ходить по музеям? Потому что там обязательно узнаешь что-нибудь интересное. Понятно, что во многих местах нас ждет стандартный набор угольных утюгов, чугунков, ухватов и прялок. Но в каждом регионе обязательно найдется какой-нибудь свой изюм. Иногда небольшой. Иногда - размером с арбуз. Наиболее интересные истории, услышанные в музеях, я собираю в виде диктофонных записей и, когда выдается свободный час, стряпаю очередную статью. Вот и сейчас я собираюсь пересказать то, что подслушал в краеведческом музее города Миасс (Челябинская область). Речь пойдет о золоте, Ленине и граненых стаканах.

Как я здесь очутился?

По роду своей службы мне приходится время от времени посещать разные регионы нашей необъятной. Довелось побывать в Калининграде, на Камчатке, в Заполярье и на берегах Каспия. Теперь я не понаслышке знаю, что страна у нас действительно немалая, а названия населенных пунктов, которые удалось посетить и запомнить, не знают даже те, кто в школе получал отличные отметки по Географии. 

Как Вам, например, Аргаяш, Кудымкар, Листвянка, Вилючинск, Лабытнанги, Багратионовск, Ейск...? Этот список можно продолжать, но сейчас не об этом.

Не успели утихнуть впечатления от посещения заповедника Аркаим, как волею случая меня снова забрасывает в Челябинскую область.

Я веду репортаж из города Миасс. Возможно, вы знаете, что именно здесь находится завод по производству грузовиков "Урал". Помимо этого здесь делают еще много чего, но не будем углубляться в промышленную составляющую. Отчасти потому, что это военная тайна.

Давайте лучше посмотрим, чего интересного есть в местном музее. Здесь я услышал несколько историй, столь удивительных, что они застряли в памяти как занозы. Наверное, именно так и надо преподносить информацию - не скучной заученной скороговоркой, излагая обычные факты, от которых клонит в сон. Куда лучше вытащить из истории особые события, которые врежутся в память и заставят то и дело вспоминать о визите в музей.

Возможно, я буду довольно субъективен, но вот что мне запомнилось из беседы с сотрудниками.

 

История первая. Большой треугольник (про золото)

В давние годы окрестности Миасса славились своими золотыми приисками. Старатели перемывали тонны породы в надежде найти заветные драгоценные желтые крупинки. А если повезет, то и целый самородок - кусок сплошного золота.

 

Старатели на золотом прииске. Миасский городской музей

 

Среди многочисленной армии добытчиков трудился герой нашего рассказа - старатель Никифор Сюткин. Был он крепостным, сиротой 17 лет от роду. Как и все другие старатели, каждый день ходил на работу, проклинал начальство и думал, как бы разбогатеть. Да что уж там "разбогатеть". Поесть бы до сыта и выспаться в тепле - и то было бы дело!  

У начальства Царско-Александровского прииска тоже было глубоко несчастно. Месторождение не радовало большим выходом драгоценного металла. День за днем тонны породы перерабатывались без какого-либо ощутимого результата. И вот терпение лопнуло. Посовещавшись между собой, руководство предприятия решило прекратить разработку в этом месте и перенести производство в другой, более перспективный район.

Сами понимаете, такая перспектива никого не радовала. Ни начальников, ни самих старателей. Сниматься с насиженных мест и перебираться  куда-то в другую местность - это дополнительные хлопоты. А то и вовсе останешься без работы. 

Но делать было нечего. Решение принято. Начался вывоз оборудования. История прииска постепенно подкатывалась к заветной отметке - 26 октября 1842 года. Но приближаясь к ней, ни начальство, ни старатели, ни главный герой этой истории - 17-летний Никифор Сюткин - не предполагали, насколько круто в этот день изменится их жизнь.

 

Добыча золота. Миасский городской музей

 

Даже сам молодой старатель наверняка фордыбачился, когда его отправили на скучную работу на территории прииска. Задача была до омерзения рутинной. Выкопать и повалить столбы, чтобы можно было погрузить их и увезти на новое место добычи. Был пасмурный осенний день, моросил мерзкий дождик. Ничто, казалось бы, не предвещало хорошего.

Ковыряясь в размокшей земле лопатой, Никифор наверняка думал о том, как ему не повезло в жизни. Мечты о том, чтобы иметь более легкую и доходную работу, иметь достаточно денег на еду и выпивку, не говоря уже о приобретении собственного угла для жизни, уже давно посещали его голову.

 

Добыча золота. Миасский городской музей

 

Но он и сам прекрасно понимал, что все это - только мечты. На практике же - полнейший бесперспективняк. Он был сиротой, ждать помощи было не откуда. Заработанных денег едва хватало на самое необходимое...

Вдруг лопата ударила о что-то твердое. Никифор ткнул в землю еще раз - раздался металлический звон. Еще через несколько минут из грунта был вывернут предмет, который враз изменил все. Подарок судьбы! Самородок чистейшего золота весом 36,2 килограмм! И это в том месте, где, казалось бы, его в принципе быть не может. 

Ведь данный конкретный столб когда-то врывали в землю, запросто могли бы найти глыбу. Вообще, рудник считался не слишком золотоносным, на него махнули рукой. И вдруг - 36 килограмм чистого золота! Такой шанс бывает раз в жизни. Нет, раз в 1000 жизней!

 

Золотой самородок Большой треугольник. Миасский городской музей

 

Что делать? Едва осознав, что именно свалилось на его грешную голову, Никифор Сюткин, сначала решил-было утаить самородок, а в дальнейшем распорядиться им как полагается... ну, вы понимаете.

Лишь две мысли омрачали восторженное сознание счастливчика. Это не маленький камушек. В карман не положишь. Незаметно с рудника не вынесешь. Значит, придется кого-то включать в долю. А где гарантия, что тот другой не окажется редкостной сволочью?

А еще наш герой вспомнил про кандалы, рогатки и прочие средства вправления мозгов для старателей, которые вдруг вздумывали поправить свое благосостояние за счет хозяев приисков.

 

Орудия наказания. Миасский городской музей

 

Эти мысли, а, может быть, набежавшие коллеги во главе с мастером, вторично решили ситуацию в пользу счастливчика. Ведь неизвестно, как пошли бы дела, в случае попытки утаить находку. Но дело приобрело официальный оборот и на 17-летнего сироту обрушилось неслыханное богатство - 1226 рублей.

Не спешите иронизировать по поводу мизерности суммы. Это было 1226 не сегодняшних, а "тех" - старых рублей. Чтобы оценить, насколько велика была сумма, достаточно сказать, что годовая зарплата старателя составляла всего около 50 рублей. Да-да! Годовая. Не в день и даже не в месяц.

Таким образом становится понятно, что крепостной Сюткин получил премию, равную 24-м годовым заработкам. Помимо этого он в качестве дополнительного "бонуса" получил "вольную" и перестал быть крепостным. Воистину - баловень судьбы! 

Представьте, что нечто подобное случилось бы с вами. Вообразите - завтра вы приходите на работу, а начальство вам сообщает, что высоко ценит ваш вклад, поэтому вручает вам премию в размере 10 миллионов рублей (я взял среднюю зарплату по России, ваш конкретный гонорар можете вычислить сами). 

Не знаю, что бы сделали вы, а в то время на причитающийся приз можно было бы купить достойное имение и начать необременительную и приятную во всех отношениях жизнь помещика.

Увы, когда богатство сваливается на неподготовленную голову, оно приносит одни неприятности. 

 

Золотой самородок. Миасский городской музей

 

Поскольку Никифор был несовершеннолетним, ему благоразумно решили не выдавать всю сумму сразу. Ее поместили в банк, а наш герой получил на руки 50 рублей, что составляло, как мы помним, его годовой заработок.

Увы, данной суммы "хватило" всего на несколько дней. Продавцы винных лавок и трактиров тогдашнего Миасса еще долго вспоминали те сказочные времена, когда юный баловень судьбы "проставлялся" перед своими коллегами. 

Когда первый взнос был благополучно освоен, Никифор Сюткин обратился в банк с требованием выдать ему оставшееся. Долго отговаривали его управляющие, но герой стоял на своем, говоря, что на этот раз деньги нужны ему для покупки дома и всего остального, что необходимо в подобных случаях.

В результате ему выдали половину оставшихся на счету денег.

Что было дальше? Могли бы и дальше догадаться. Одним словом, второй транш был истрачен с таким размахом, что легенды о грандиозных попойках того времени до сих пор будоражат умы определенной части горожан.

Когда через пару недель Никифор снова явился в банк за причитающимся, ему отказали в самой категоричной форме. В течение нескольких последующих дней счастливчик постоянно таскался к управляющему и, как доносит предание, буквально "канючил" оставшуюся сумму.

Наконец, терпение банкиров лопнуло, они швырнули ему оставшиеся деньги и велели больше никогда не попадаться им на глаза.

Бедный Никифор! Ему бы одуматься. Остепениться. Ведь даже на остатки приза можно было бы зажить вполне вольготно. Но нет. Ничего из этой истории не получилось. Промотав все до копейки, вчерашний счастливчик снова вернулся к каторжной работе, уповая на известную пословицу "Бог дал - Бог взял". 

Это одна легенда. Есть и другая. Согласно ей обладатель внезапно свалившегося богатства действительно купил дом, женился, но жизнь не сложилась счастливо. Так или иначе, конец обеих легенд сходится к тому, что умер наш герой очень рано, не выдержав испытания, посланного свыше. 

Вот такая печальная история. Все, что от нее осталось, это золотой слиток. В отличие от своего добытчика, он по сей день хранится в Алмазном фонде и составляет часть золото-валютного запаса страны. Говорят, что это самый большой слиток, который был найден на территории России и до сих пор сохранившийся именно в виде слитка.

 

Может ли обычный старатель разбогатеть?

В противовес этой истории в музее имеется и другая. С более оптимистичным концом.

Речь идет об обычном старателе Егоре Симонове, который накопил денег и выкупил приглянувшийся участок земли. И что бы вы подумали? Уже через непродолжительное время там были обнаружены новые запасы руды, что позволило новоиспеченному хозяину надежно встать на ноги. 

 

Егор Митрофанович Симонов. Миасский городской музей

 

Через некоторое время Георгий (Егор) Митрофанович Симонов становится богатейшим гражданином города Миасс. В музее находятся некоторые предметы из его особняка. Достаточно посмотреть лишь на письменный прибор из красного дерева, чтобы понять что дела у предприимчивого хозяина шли очень и очень неплохо.

Жертвуя часть денег на развитие города, Георгий Митрофанович стал почетным гражданином, получил большую золотую и серебряные медали, ордена Станислава и Анны третьей степени.

 

Деревянный письменный прибор. Миасский городской музей

 

 

Две этих истории показывают, что главное в человеке - совсем не его деньги, а, все-таки, мозги. Ведь не секрет, что подобные истории случаются и в наши дни. Кто-то буквально на пустом месте создает прибыльный бизнес и живет очень достойно. Другие, не в силах совладать с внезапно обрушившимся богатством, заканчивают жизнь трагически.

Думаю, эти два зала музея стоило расположить рядом, чтобы на контрасте показать посетителям истинное богатство человека. А еще можно обратить внимание на эту мемориальную доску. Уж если сам царь перекидал лопатой и "соизволил добыть своими державными руками" 22 пуда (352 килограмма) золотоносного песка, то и нам на первых порах не грех гнушаться черной работой, чтобы сколотить пресловутый "начальный капитал".

 

Миасский городской музей

 

Секрет граненого стакана

Речь здесь пойдет совсем не о возлияниях, как могло показаться. Возможно, в вашей семье или у родителей сохранились граненые стаканы производства СССР. Да, сейчас такие тоже делают, но именно в советских посудинах заключен глубокий смысл.

Итак, классический граненый стакан имел 14 граней. Почему именно столько? Вы не поверите! Каждая грань символизировала одну республику, входящую в состав Советского Союза.

 

Современный граненый стакан. Миасский городской музей

 

Позвольте, скажете вы. Но ведь республик было пятнадцать! 

Правильно! Пятнадцатым элементом в граненом стакане являлся сам верхний ободок, который символизировал связующую роль РСФСР в деле единения союзных республик.

Трактовочка, однако! Вы когда-нибудь ранее слышали об этом? Признаюсь, я нет. Уже потом выяснилось, что автором данного шедевра являлась Вера Мухина. Та самая, которая затем создала знаменитых Рабочего и Колхозницу. 

Современные граненые стаканы уже не имеют этой политической подоплеки. К примеру, стакан, предоставленный для съемки композиции со старинным подстаканником, имел 17 граней.

Тем не менее теперь я обязательно постараюсь найти граненый стакан тех, еще советских времен, и убедиться в том, что в нем действительно 15 упомянутых элементов.

 

Современный граненый стакан в старинном подстаканнике. Миасский городской музей

 

Вот, казалось бы, ерундовая информация, а как запала в мозги. Готов поручиться, что если вы прочли этот текст, то также как и я испытали легкое удивление и решили, что при удобном случае тоже проверите данный факт.

 

В.И.Ленин - почетный насекальщик

Знаю! Сейчас читатели, которые еще помнят имя Ленина, прочитав название данного раздела, могут возмутиться. Что это я себе позволяю?! Что еще за "насекальщик". Похоже на возмутительный намек и попытку в очередной раз очернить имя великого человека! Да в прежние времена мне бы за такие слова знаете что было?

Не спешите, уважаемые, делать выводы. Иначе вы легко можете попасть в ситуацию, о которой очень метко выразился классик: "Все то вздор, что Митрофанушка не знает".

Никоим образом не желая опорочить имя вождя, я все же вынужден утверждать, что В.И.Ленин - действительно почетный насекальщик, да еще и напилочного завода. Вот, не угодно ли вам самим убедиться:

 

В.И.Ленин - почетный насекальщик. Миасс

 

Ну, что? Съели?

Никакого фотошопа! Именно так написано на памятнике вождю мирового пролетариата, расположенном на территории Миасского инструментального завода. Для справки - это завод, на котором делают напильники. Знаете, что такое напильник? Так вот такие штуки делают в Миассе!

Во время первой мировой войны из Риги сюда был эвакуирован пилозубный завод... Я же говорил, что в музее можно узнать много интересного? Вот вам, извольте, новое слово - пилозубный.

1 мая 1923 года (почти век назад) коллектив предприятия по предложению А.В.Жданова принял решение зачислить в штат дорогого Владимира Ильича Ленина. Должность ему подыскали вполне пролетарскую, рабочую - насекальщик.

Этот тот человек, который насекает зубья на напильнике. Ну, должен же кто-то...

Для вождя было даже оборудовано особое рабочее место, трудиться на котором считалось большой честью. Право на это получали самые выдающиеся передовики производства. Зарплата Ильича, которая неизменно возникала в результате его незримого присутствия, тратилась на культработу.

Невероятно, но Ленин был членом трудового коллектива завода вплоть до 1991 года. Он даже состоял в профсоюзе, получал зарплату, с нее удерживались профсоюзные взносы и налог на бездетность.

Согласно документам, В.И.Ленин проработал на заводе 68 лет, хотя прожил всего 53 года. 

В музее есть целый зал, посвященный Напилочному заводу (в постсоветское время он стал называться Инструментальный завод). Здесь интересны не только экспонаты, но и сам стенд, в котором они выставлены.

 

Стенд миасского напилочного завода. Миасский городской музей

Стенд миасского напилочного завода. Миасский городской музей

Стенд миасского напилочного завода. Миасский городской музей

Стенд миасского напилочного завода. Миасский городской музей

 

Вот какие удивительные факты удалось почерпнуть в Миасском городском музее. И это только то, что "запало в голову". Уверен, если бы прослушать полную экскурсию, данный текст был бы гораздо длиннее. На самом деле музей очень интересный и не такой уж маленький, как может показаться снаружи. 

Здесь есть, что посмотреть и чему подивиться. Если будете проездом в Миассе, загляните. Думаю, вы запросто сможете узнать еще не одну интересную историю от экскурсоводов.

хорошая статья

Яндекс.Метрика

Внимание! Ответственность за рекламу на сайте несет рекламодатель. Администрация сайта никоим образом не связана с организациями и частными лицами, публикующими рекламную информацию в блоках контекстной рекламы


Внимание! Представленный на сайте материал предназначен исключительно для частного просмотра. Авторские права и права использования защищены Законами РФ. Использование всех материалов сайта в любых коммерческих целях без согласования с правообладателями запрещено и будет преследоваться по Закону. Запрещено копирования материалов этого сайта на WEB-страницы с рекламой, в печатные издания с рекламой, в любые платные печатные издания и другое коммерческое использование, с целью получения любой коммерческой выгоды от скопированного материала (как то контекстная реклама, использование описаний, отзывов и т.д.). В противном случае вы будете подвергнуты преследованию по Законам РФ, без предварительного уведомления и переговоров. По вопросам использования материалов и размещения рекламы обращайтесь к администрации сайта.