Музей деревянного зодчества на Щелковском хуторе в Нижнем Новгороде выделяется из ряда своих собратьев. Его особенность в том, что всего за 100 рублей (цена на февраль 2016 года) можно побродить среди старых рубленных домов, посмотреть на необычные вещи, узнать историю и особенности русского быта. Так могла начинаться хвалебная статья. Увы, если посмотреть на музей другим, более практичным взглядом, а не через розовые очки работников культуры, то скорее его можно назвать музеем рухляди. По правде говоря, только невысокая стоимость посещения объекта удерживает меня от более резких высказываний. Предлагаю вашему вниманию фотоотчет с некоторыми комментариями.
Где находится Щелковский хутор и сам музей
На самом деле слово "хутор" может ввести в заблуждение. Помнится, когда я сам только что переехал в Нижний Новгород (тогда он еще назывался "Горький"), нам предлагали квартиру около Щелковского хутора. Не разобравшись что к чему, мы убоялись этого слова и предпочли жить в Автозаводском районе. К сожалению прозрение пришло слишком поздно. Дело в том, что Щелковский хутор (все называют его именно так, хотя правильное название "ЩелОковский хутор") - это огромный лесной массив с тремя озерами, каскадом спускающимися с горы. Жить рядом с таким зеленым оазисом было бы очень неплохо.
Но, как говорится, поезд ушел, поэтому остается только нечасто наведываться туда. Место для прогулок и занятия спортом там просто прекрасное.
Летом можно купаться, зимой есть лыжные трассы и лыжные базы. Осенью, наверное, есть грибы... Приятно даже просто побродить по настоящему лесу не выезжая далеко за пределы города, покататься на велосипеде.
Попасть на Щелковский хутор можно с разных сторон. Например, двигаясь по Анкудиновскому шоссе можно свернуть налево и подъехать прямо к лыжной базе. Если говорить о музее деревянного зодчества, то двигаясь по проспекту Гагарина надо свернуть на улицу Медицинскую, затем, после пересечения трамвайных путей повернуть направо на улицу Братьев Игнатовых, двигаясь по ней вы попадаете на Горбатовскую улицу, которая и приводит вас непосредственно ко входу в музей. Если поедете своим ходом, то надо садиться на автобус №28 и ехать до конечной остановки "Щелоковский хутор".
Сколько стоит билет в музей деревянного зодчества на Щелоковском хуторе
Сами понимаете, что в сегодняшнем быстро меняющемся в денежном выражении мире очень сложно постоянно держать руку на пульсе. Поэтому цена, которую я укажу, к моменту вашего приезда на объект может оказаться неактуальной. Вот вам доказательство. Мы были в музее дважды. Один раз глубокой осенью 2015 года, второй раз в феврале 2016-го. Стоимость билетов за это время успела вырасти почти вдвое:
осень 2015 - цена взрослого билета 60 рублей.
зима 2016-го - стоимость взрослого билета в музей - 100 рублей.
Нисколько не удивлюсь, если в самом ближайшем будущем цена взлетит до 200-300 рублей!
Кстати, обратите внимание на пункт "Стоимость фотосессии". Увидев у нас в руках фотоаппараты (совсем забыл сказать, мы ездили с братом Артемом Кашкановым - известным фотографом), тетенька в стеклянном аквариуме спросила, не фотосессию ли мы решили затеять. Наше твердое "Нет!" решило исход дела. Если бы мы проявили неуверенность, начали мямлить или заикаться, то, думаю с нас бы содрали еще 1100 рублей.
Скорее всего под фотосессией здесь подразумевается фотосъемка свадеб и других событий на фоне экспонатов. Тут уж, как говорится, не отвертишься, придется платить. Но если вы решили просто пофотографировать "для себя" (кстати, это тоже называется фотосессией) и имеете с собой большой фотоаппарат, лучше не показывайте его. Достанете потом, на территории. Нас спасло только то, что у нас в руках были "простые мыльницы", которые не вызвали подозрения у дежурной. Думаю, если бы она знала, что это за "мыльницы", разговор мог бы быть совсем другим.
Что нас ждет на территории музея
Чтобы вы имели представление о масштабе экспозиции, разрешите показать вам план музея:
К сожалению в реальности объекта №1 уже нет - он сгорел. Еще один объект представляет из себя жалкое зрелище (его номера не видно, но это первый домик у реки если двигаться слева направо. Попасть внутрь можно только в одну избу. У заявленной мельницы отсутствуют лопасти и она превратилась в причудливую башню без окон без дверей. Впрочем, давайте посмотрим на каждое строение, поскольку мы все очень тщательно сфотографировали.
Начинаем от входа:
Далее мы попадаем как бы на деревенскую улицу. По обе стороны находятся экспонаты.
Мы начнем осмотр с левой стороны, где на плане музея находятся первые объекты. Для этого нам надо пройти через всю экспозицию. Безусловно, будет соблазн свернуть с центральной аллеи, но давайте все же придерживаться плана. Возможно, в нем есть какой-то скрытый смысл.
1. Изба Салтыковой. Конец XVIII - начало XIX веков
К сожалению сооружение уничтожено пожаром. Думаю, это случилось потому, что домик стоит на краю территории. Буквально за забором расположены частные дома. Возможно, какие-то асоциальные элементы решили переночевать в домике Салтыковой. В результате от случайной искры дом превратился в пепелище.
Не знаю, может быть пожар случился по другой причине. В любом случае начинать экскурсию с этого экспоната теперь уже не имеет смысла. Сразу появляется какой-то осадок, неприятное, тяжелое чувство. Зато буквально через дорогу находятся качели, сделанные из бревен. Наверное на таких катались наши далекие предки. Вообще, после того как мы с братиком попробовали покачаться на них, у нас появилось желание сделать нечто подобное у себя на даче. Не смотря на примитивность конструкции качели очень занятные. Единственное - при таких размерах подходят только для взрослых. Детей, если они захотят показаться, надо обязательно придерживать, поскольку сидя на бревне держаться им будет не за что.
2. Покровская церковь. XVII век
Это очень симпатичное небольшое деревянное сооружение. К сожалению вход внутрь закрыт. А может быть и к счастью, поскольку внутреннее убранство, как и пол помещения, оставляют желать много лучшего:
Церковь располагалась в с. Зеленое Городецкого района, перевезена в музей в 1970 г.
Наиболее архаичный тип культового зодчества - небольшая, клетского типа церковь состоит из трех основных частей: трапезной, собственно молельного помещения и алтаря. С западной стороны пристроено обширное крыльцо - паперть. Трапезная и четверик основного объема срублены из толстых сосновых бревен в "обло", а алтарь - из брусьев в "лапу". Маковка покрыта «лемехом» - осиновыми дощечками с геометрическим орнаментом. Причелины резные.
3. Верховой овин. Конец XIX века
Двигаясь далее по направлению ко входу в музей мы находим так называемый Верховой овин. Называется он так не потому, что внутрь можно въехать только верхом на лошади. Просто в его верхней части просушивали снопы перед обмолотом.
Впрочем, эта табличка расскажет о верховом овине гораздо лучше меня:
4. Овин ямный. Конец XIX века
Еще один вид овинов - ямный овин. Называется так потому, что в отличие от верхового, углублен в землю. Пожалуйста не перепутайте. Овин находится на фото на переднем плане. На заднем стоит дом какого-нибудь современного купца первой гильдии :).
Честно говоря, овин представляет собой очень печальное зрелище. Он покосился, крыша прохудилась, а если заглянуть внутрь, то... впрочем, туда лучше не смотреть:
Еще хорошо, что на табличке догадались не писать, что это объект культурного наследия и что он охраняется государством. Похоже на то, что государству на этот ямный овин... как бы это сказать помягче? Одним словом, он государству вовсе не нужен :(. Если интересно, то вот кратное описание объекта:
5. Изба Пашковой. Середина XIX века
Миновав овины, памятники регионального значения, двигаемся далее и вот слева возникает довольно большое сооружение - Изба Пашковой. Сразу бросается в глаза свежий рубероид, которым частично покрыта крыша. Интересно, а в середине XIX века действительно крышу крыли рубероидом?
С другой стороны, огромные дыры в оставшейся части крыши наводят на мысль, что уж пусть лучше будет новый рубероид, чем вообще ничего. И еще - с другой стороны эта изба смотрится гораздо выигрышнее, особенно зимой, когда не видно, чем она крыта :)
Войти внутрь нельзя. Двери закрыты и, похоже, навсегда. Табличка на двери гласит "Доступ закрыт в связи с аварийным состоянием объекта".
6. Баня Сутягиной. Начало XX века
Не менее чем ямный овин поражает воображение этот экспонат. Состояние его таково, что лучше было бы его сжечь, чтобы не портил и без того унылую картину:
Заглядывать внутрь - это занятие неблагодарное. Сомневаюсь, что музейный экспонат должен так выглядеть. Снаружи тоже не все гладко. Дерево стало трухлявым, замшелым... Одним словом, или капитальный ремонт или ритуальное сожжение.
7. Колодец ступальный. Конец XIX века
Этот экспонат несомненно сохранился гораздо лучше некоторых ранее упомянутых. Даже возникает мысль о том, что его просто сделали заново из свежих бревен:
Боюсь прослыть бездарем, не знающим своих корней, но называется он так потому, что для извлечения бадьи, наполненной водой, бедному крестьянину приходилось забираться внутрь огромного колеса и переступать в нем, наподобие белки в колесе. Ворот приводился во вращательное движение и бадья поднималась.
Возникает естественный вопрос: почему бы не сделать такой колодец, какие есть в деревнях сегодня. Просто бревно с ручкой, вращая которую можно без особых затруднений поднять наверх ведро с водой. Ответ очень прост. Достаточно посмотреть на бадью и представить, сколько она будет весить вместе с водой. При этом следует принять во внимание, что дерево будет размокшее, тяжелое:
Поэтому крестьянам и крестьянкам приходилось забираться внутрь колеса и перебирая руками-ногами по приступкам крутить его как белке. Только тогда большая тяжелая бадья с водой могла быть поднята на поверхность.
Кстати, реконструкция колодца сделана неправильно. Перемещаться внутри человеку помешали бы доски, которые выполняют роль спиц колеса. Гораздо качественнее и правдоподобнее выглядит подобных экспонат в музее деревянного зодчества в Суздале. Взгляните:
Если приглядеться внимательно (конечно с этого ракурса видно плохо, но видно) то можно увидеть, что есть как бы два колеса со своим набором "спиц". Между ними - достаточно широкая дорожка безо всяких препятствий. Что называется, залезай и переступай на здоровье. Все таки в Суздале к экспонатам и их соответствию реальным историческим объектам относятся более щепетильно.
Особенно хорошо принцип работы колодца показан на этом видео. За качество не взыщите - это оцифрованная кинопленка 50-летней давности. Колодец на ней - настоящий, действующий. Не экспонат. Именно так он должен работать.
Теперь лично у меня нет сомнений: реконструкция колодца в музее деревянного зодчества сделана неправильно. Достаточно еще раз посмотреть на фото экспоната. Если ошибаюсь, прошу аргументированно "поставить меня на место".
8. Дом Павловой. Середина XIX века
Это самый большой объект в экспозиции, не считая большой Покровской церкви (№16). К сожалению войти внутрь и осмотреть интерьер невозможно. Особо писать о нем нечего, есть табличка, которая скажет сама за себя.
Здесь особо стоит отметить "блистательную" работу сотрудницы музея, которая ходила за нами всюду, следя за тем, чтобы мы не дай Бог не напроказили. Но это было бы полбеды. Проблема заключалась в том, что она буквально "лезла в объектив". Иногда приходилось некоторое время выжидать, пока "высочество" медленным вальяжным шагом продефилирует вдоль экспоната и освободит кадр.
Иногда она как будто специально вставала так, чтобы обязательно украсить своим присутствием наши фото. При этом наверняка прекрасно понимала, что мы фотографируем и она мешает. Видимо очень хотелось насолить этим двум бездельникам (это я про нас с братом), которые приперлись в пустой музей (больше кроме нас народу вообще не было) и помешали ей пить чай и мечтать о лучшей жизни.
Конечно можно было бы попросить отойти, позволив ей продемонстрировать свою дешевую власть, но мы специально не делали этого. Пусть продолжает корчить из себя великую исторически значимую личность далее. На самом деле выглядит это довольно противно.
Сударыня, если Вы сейчас читаете этот текст, не торопитесь говорить типично русское "сам дурак". Я и сам знаю, что до Вас мне в плане интеллекта как до Луны. Лучше посмотрите как Вы смотритесь на наших кадрах. Задумайтесь о своем поведении. Все ли Вы делаете правильно?
9, 10, 11. Амбары. XIX век
Далее по ходу экскурсии у нас идут три амбара. Для чего существуют эти сооружения, надеюсь понятно. В простонародье это просто сараи для хранения разных нужных вещей.
12. Изба Обуховой. Середина XIX века
Это единственный объект музея, открытый для посещения. Входим через покосившееся крыльцо и попадаем в едва освещенное помещение с некоторым количеством старинных артефактов. Вот смотрите, что есть внутри:
Интересное наблюдение - все экспонаты музея называются женскими именами. Например, изба Обуховой, дом Павловой, баня Сутягиной... Почему так? Мужики свои дома в музей сдавать не спешили? Возможно, сотрудница музея, о которой я писал ранее, знает ответ.
13 и 14. Концертная поляна и толчея
Что такое концертная поляна, думаю, понятно. Там, наверное, проходят всякие культурные мероприятия.
Что касается Толчеи - то, если я правильно все понял, это название ветряной мельницы. К сожалению не зная, о том, что это мельница, можно было бы надолго погрузиться в размышление о назначении этого сооружения. Судите сами:
Знаете, если бы я не видел ветряных мельниц в Суздале, то наверное, стоял бы перед этим темным сооружением без окон без дверей с благоговением и дорисовывал бы в своем навек испорченном воображении лопасти пропеллера. Но, слава Богу, я видел настоящие ветряки. Да вот они:
То, что стоит в Щелковском музее - это какая-то странная постройка. На мой взгляд, к ней не стоит подходить близко. Я бы, лично, не стал этого делать. Надеюсь, что администрация музея все же предприняла меры по укреплению конструкции, которая выглядит более чем неустойчивой. Думаю, настоящий ветряк, который находится в постоянном движении, не может покоиться на нескольких бревнах. Первый же достаточно сильный порыв ветра просто свалит его. Может быть именно поэтому в экспоната снят пропеллер, а сам экспонат поставлен среди высоких деревьев, где не бывает сильного ветра.
15. Водяная мельница. Конец XIX века
Если бы не план экспозиции, никогда бы не подумал, что этот домик - тоже экспонат. Снаружи - ничего особенного, внутрь не зайдешь. А оказывается это ни что иное, как водяная мельница.
Именно по причине неказистости я даже ее не сфотографировал. Увы. Можете прислать мне свое ФУ на почту :)
16. Покровская церковь. 1731 год
Это последний экспонат музея, который стоит немного особняком на другом берегу ручья на возвышении. По странному совпадению церковь тоже называется Покровской (если только администрация музея ничего не напутала). Это, пожалуй, самое величественное сооружение во всем музее. Выгодное местоположение в сочетании с хорошей погодой дало возможность сделать очень интересные снимки:
К сожалению войти внутрь тоже нельзя. Все закрыто.
В принципе, на этом экскурсия заканчивается. За все время пребывания в музее, а были мы там два раза примерно по часу-полтора, особого наплыва посетителей мы не замечали. В последний раз - в феврале 2016 года мы вообще были там одни, не считая, естественно, вышеупомянутой сотрудницы.
Возможно в выходные дни посетителей больше. Поэтому, если вы хотите спокойно пройтись по музею, рассмотреть экспонаты, то лучше ехать в музей в будний день. В выходные может быть более многолюдно, шумно, сложнее будет сделать фотографии.
Как я уже говорил, экспозиция музея выглядит очень слабенько - на троечку. В Суздале музей деревянного зодчества гораздо более обширный, цивильный, экспонаты находятся в более приличном состоянии, можно войти в избы... Хоть и стоимость билета там выше, 150 рублей против 100, если бы мне представилась возможность снова посетить нижегородский или суздальский музей - я бы без колебаний выбрал второй.
Не сомневаюсь, если сотрудники музея на Щелковском хуторе прочитают данный опус, я немедленно стану для них врагом номер один. Наверняка буду обвинен в верхоглядстве, невежестве и природной тупости. Не буду спорить. Со стороны, как известно, виднее. В этом отчете я высказал свое мнение о том, что увидел. И если я не захлебывался от восторга, то, очевидно, на то были причины.
Пользуясь случаем хотел бы пригласить любителей старины познакомиться с моим проектом myoldtown.ru. Это своеобразный краеведческий фотомузей, в формировании экспозиции которого может принять участие любой желающий.
Вас может заинтересовать статья: Музей деревянного зодчества. Суздаль. Отзыв
Вас может заинтересовать статья: Музей ракетных войск в городе Знаменске (Капустин Яр). Отзыв об экскурсии