В один из последних дней лета в доме-музее А.С.Пушкина, что в селе Большое Болдино, творилось нечто необычное. Несмотря на выходной день, господский дом и надворные постройки были открыты. С экспонатов снимались защитные матерчатые покрывала, убирались веревки, ограждающие "чистые" части экспозиции от мест прохождения экскурсионных групп. Какой-то человек, отпустивший для пущей важности небольшую бородку с бакенбардами, босиком ступал по залам музея, оглядывая интерьеры, задавая вопросы и разводя руками. По его указанию включались дополнительные лампы, передвигались предметы обстановки, убирались столбики-барьеры... Что это было? Да ничего особенного. Просто в этот день шла съемка виртуального тура по музею и усадьбе А.С.Пушкина. Кажется, такой масштабный проект под силу только серьезным студиям. Даже не верится, что я справился с ним в одиночку. Здесь далее - подробный отчет и размышления, навеянные пушкинскими интерьерами. Приглашаю полистать.
Зачем я приехал в Большое Болдино в третий раз
С некоторых пор одним из направлений моей работы стали путешествия. Некая туристическая фирма, которой понравились мои статьи-отчеты об экскурсиях по Санкт-Петербургу, предложила мне сотрудничество. Они оплачивают экскурсионные поездки, а я взамен готовлю текстовые и фотоотчеты о местах, где побывал. Так в недалеком прошлом на этом сайте появились статьи о поездках в Муром, обзорной экскурсии по Нижнему Новгороду и другие. На очереди новые направления в Нижегородской области и даже другие регионы. Боюсь загадывать, но надеюсь, что так и случится. Хорошая у меня работа, правда?
История, о которой пойдет речь, началась в середине августа 17-года с внешне ничего не обещающей экскурсии в Большое Болдино в мемориальный дом-музей Александра Сергеевича Пушкина. Ранее я уже бывал там, но очень давно, ровно 10 лет назад. Тогда мы с женой приехали сюда на машине, глубокомысленно погуляли по парку, пообедали в какой-то кафешке и отправились в обратный путь.
Признаться, поездка не оставила какого-то заметного отпечатка в памяти, кроме, может быть, нескольких десятков фотографий. Погода в тот день была на редкость солнечная - самый расцвет знаменитой "Болдинской осени". Если интересно, посмотрите на осенние фото усадьбы Пушкина.
Болдинская осень в усадьбе А.С.Пушкина
С той поры минуло 10 лет и вот я снова еду в гости к поэту. На этот раз уже "по работе", если можно так выразиться. Экскурсионная программа, помимо простой прогулки по усадьбе, предполагала посещение дома А.С.Пушкина. Именно здесь классиком были созданы более 50 самых ярких произведений. Для многих людей это было событие самое заурядное. Ничем не лучше похода в музей тульских пряников или суздальских баранок. Признаться, я и сам относился к предстоящему примерно так же.
Просто зайти, сделать фотографии, постараться запомнить детали, чтобы затем отразить их в статьях-отчетах. Никаких особых планов не намечалось. С легкой иронией я наблюдал, как участники нашей группы натягивают на ноги музейные тапки поверх своей обуви.
Но потом случилось нечто непредвиденное. В тот момент, когда мы оказались в зальце - первом помещении господского дома, я вдруг ощутил какое-то необычное беспокойство. Здесь были представлены подлинные вещи великого поэта. Его круглый стол, кресла, диван. За этим столом он обедал и ужинал, зажигал именно эту настольную лампу с двумя свечками. На этом диване сидел, обдумывая свои новые произведения...
Сам Александр Сергеевич Пушкин - предводитель всего пишущего племени, того, что было, есть и будет, к которому, возможно несколько самонадеянно, я причисляю и себя, когда-то прохаживался по этому залу! Может быть, он останавливался именно в этом месте, где сейчас стоял я! Он выглядывал в эти же окна, смотрел в эти же зеркала... Мне вдруг захотелось остаться здесь! Не то чтобы навсегда, а просто посмотреть на это помещение без коллег-экскурсантов. Если бы такое было возможно!
Безусловно, мне и в голову не приходило развалиться на диване самого Пушкина и, придвинув поближе стол, вообразить себя на месте великого поэта. Я, конечно, в некотором роде варвар, но не настолько. Свой шесток знаю :). Но... вот бы просто прикоснуться к этим настоящим вещам своей рукой!
Когда мы перешли в следующую комнату - кабинет поэта, увидели рукописи романа Евгений Онегин, осмотрели стол, за которым творил гений, мое настроение стало еще более приподнятым. Я уже начал всерьез думать о том, как бы реализовать свою идею. Просто побыть в этих комнатах без посторонних, одному. Просто послушать тишину, неспешно осмотреться, подойти к столам, вчитаться в рукописи, без суеты сделать фотографии, просто ПОБЫТЬ! Это же особое место! Вдруг и на меня снизойдет какое-нибудь озарение!
Меж тем экскурсия шла своим чередом. Экскурсовод рассказывала нам о содержании экспозиции, а еще одна дама - смотритель - бдительно следила, чтобы вся группа держалась вместе, не разбредалась по дому и, ни в коем случае не позволила себе чего лишнего.
Вот мы уже выходим из господского дома и отправляемся осматривать усадебные постройки. Вотчинная контора, банька, людская, конюшня. Это было уже менее интересно. Тем более, что экспонаты тут были собраны из более позднего времени. Примерно такие же экспозиции я уже видел в музеях деревянного зодчества в Суздале и Нижнем Новгороде.
Наконец, после посещения музея сказок, экскурсовод попросил задавать вопросы перед расставанием.
Когда последнее "спасибо, до свидания" уже растаяло в воздухе и экскурсовод собралась уйти, я шагнул к ней и, не очень-то веря в успех своего намерения, сделал ей предложение...
Нет, не руки :). Просто, будучи специалистом в некоторых областях рекламы, визуализации и продвижения, я решил предложить ни много, ни мало, сделать виртуальный тур по музею Пушкина.
В этот момент в моей голове отчаянно бились друг о друга две противоречивые мысли:
- Куда ты лезешь! Это же музей, известный на всю страну! У них, наверняка уже все есть. Не один же ты такой умный!
- Это твой шанс. Другого случая может и не представиться. Ты сейчас здесь - сделай все, что можешь, прежде чем уехать. Вдруг получится!
Экскурсовод приняла мою визитку и сказала, что такого продукта у них пока нет, но им уже не раз предлагали нечто подобное. К сожалению, музей не может позволить себе такие колоссальные траты. При этих словах я, что называется, переключился "в боевой режим". Я уже понял главное. Вернее, три главных вещи:
- У музея пока нет виртуального тура.
- Музей не прочь обзавестись таким продуктом.
- Единственная проблема - неподъемная цена, которую запрашивали прославленные студии 3D-визуализации.
По правде говоря, я и не ожидал, что задача так сильно упростится! Ведь, по сути, мне надо было просто побить цену конкурентов. И не просто "побить", а разбить ее в мелкие дребезги. Помимо этого, надо назвать немыслимо короткие сроки и обеспечить должное качество продукта. И тогда случится все, о чем я так внезапно возмечтал!
Да. Не скрываю. Мне настолько понравился музей Пушкина, что я готов был пойти на фантастическую скидку, чтобы сделать для него что-то полезное, ну, и побыть наедине с поэтом в его доме.
Сейчас, я знаю, вы мысленно спросите меня: "Почему же ты не предложил сделать работу бесплатно? Зачем говорил о каких-то скидках".
Отвечаю. Также мысленно. Я уже пробовал. Иногда на меня находит. Хочется помочь людям или сделать что-то приятное. Обычно после этого на меня смотрели как на ненормального. Все примерно знают, сколько стоят подобные услуги, а тут является какой-то джентльмен и предлагает сделать все "за так". Нет, здесь явно что-то не то. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Получив несколько "вежливых" отказов, я решил сменить тактику. Пусть будет очень большая скидка, но больше никаких "бесплатно"!
Мы расстались на том, что мое предложение будет передано дирекции музея. Зная, чем это обычно заканчивается, я не слишком верил в продолжение истории.
И вдруг через несколько дней прозвучал телефонный звонок. Разговор с директором был очень кратким. Мы как-то неожиданно быстро все решили. Я со своей стороны предложил ту самую "фантастическую скидку", а мне посулили номер в лучшей гостинице района, обеды, ужины "по-пушкински" и всяческую поддержку в процессе съемки.
Так я оказался в Большом Болдино в третий раз. Мы приехали туда всей семьей. Я работал, а жена с сыном вдоволь нагулялись по усадьбе. Забегая немного вперед, могу сказать, что в результате получился самый масштабный виртуальный тур из тех, что я когда-либо снимал. Количество панорам - 58. Плюс стартовая заставка, звуковое сопровождение, статичные кадры под горячими точками... Единственное, до чего мы не добрались, это виртуальный гид, выполненный по технологии Kolor Panotour-Pro LivePano.
Если хотя бы приблизительно представить цену подобного продукта, заказанного в "приличной студии", боюсь, она выражалась бы шестизначным числом. Неудивительно, что у музея до сих пор не было ничего подобного.
Так выглядит проект виртуального тура в программе Kolor Panotour Pro
Отличительной чертой проекта был полный безлимит для заказчика. Сколько панорам потребуется, столько мы и снимем. Никаких ограничений. Ранее я такого никогда не делал. Подобный подход позволяет заказчику не думать о количестве точек съемки, не заниматься постоянными подсчетами стоимости конечного продукта. Большее количество панорам позволит показать объект конечному зрителю в подробностях, не заставляя его соображать, почему это он только что "был" на улице, а теперь вдруг "оказался" в какой-то комнате безо всяких промежуточных шагов.
Съемка сферических панорам
Погода сыграла с нами злую шутку. В момент заключения договоренности прогноз был более чем благоприятным. Ведь часть тура надо было отснять на улице. Но чем ближе становился день отъезда, тем менее оптимистичным становились картинки в интернете. В результате все три дня получились дождливыми и лишь один вечер, тот, в который мы приехали, давал шанс выполнить уличную съемку в относительно солнечную погоду.
Поэтому работа началась сразу же по приезду. В первый день было отснято 18 панорам в усадьбе - почти все, что нужно. Охрана музея была предупреждена и не препятствовала. Редкие посетители тоже почти не создавали проблем. Если бы народу было больше, даже не знаю, как бы удалось отснять все панорамы без людей. Так что, можно сказать, удалось поработать почти в идеальных условиях. Единственное, что несколько подпортило картину - быстро сгущающиеся сумерки.
Назавтра в музее был выходной. Мы специально выбрали этот день, чтобы по максимуму отснять все помещения, не мешая экскурсиям. Работа началась в 9 часов утра и продолжалась с перерывом на обед до 19.00. То есть, 9 часов напряженной стоячей работы без права на ошибку. Целый рабочий день!
Вот и случилось то, о чем думалось. Из комнат господского дома были убраны веревочные ограждения. В помещении никого не было, кроме меня самого и сотрудницы музея, которая сопровождала меня по экспозициям целый день. В момент съемки она уходила из комнаты и я оставался совсем один. Сначала я пытался работать в тех самых "музейных тапках", но скоро понял, что они здорово мешают. В своей обуви ходить по залам музея тоже было нельзя. Пришлось разуться. Тоже, знаете ли, экзотика. Когда еще придется погулять по залам музея Пушкина в одних носках :).
Зальце, кабинет поэта, остальные помещения... Выполняя панорамную съемку, я специально не торопился, стараясь оглядеться по сторонам и приметить малейшие детали. При неспешном рассмотрении оказалось, что несмотря на общую благоприятность картинки, дом поэта нуждается в небольшом ремонте. Кое-где треснула штукатурка на стенах, кое-где отстали обои. Где-то не работают лампы. Не то, что перегорели, а просто не включаются. Неудивительно. Последняя реставрация проводилась 18 лет назад.
Сама съемка представляла собой непростой процесс. Комнаты освещались очень неравномерно. Яркие окна с одной стороны, темные углы с другой. Свет от окна и лампы накаливания давали разный по цветовой температуре фон.
Хорошо еще, что съемка велась полноматричной камерой с более широким динамическим диапазоном, чем новомодные дешевенькие панорамные фотоаппараты. Такие снимают всю панораму одним щелчком. С одной стороны, вроде бы удобно - щелк и готово. С другой, качество оптики, чувствительность матрицы и другие параметры у таких "щелкалок" и профессиональной фотокамеры с хорошим объективом - это далеко не одно и то же.
Правда, за качество всегда приходится платить. В данном случае оплата шла временем. Давайте посмотрим на цифры.
Чтобы получить как можно более качественное изображение, снимать пришлось на минимальной чувствительности матрицы - ISO50. Специалисты поймут. В то же время для обеспечения глубины резкости диафрагму приходилось зажимать до отметки 16. В условиях слабой освещенности при таких установках каждый кадр экспонировался 6 секунд!
Для неспециалистов: когда при съемке на улице вы нажимаете кнопку спуска, то время экспонирования обычно составляет 1/30 - 1/500 долю секунды. То есть, шторка открылась и почти тут же закрылась. Снимок сделан.
При съемке в музее Пушкина шторка открывалась по кнопке и закрывалась только через 6 секунд. Все это время камера должна была стоять совершенно неподвижно. А, значит, никаких хождений по деревянному полу в этот момент. Если бы рядом бродили экскурсии, вообще ничего не получилось бы!
С одной стороны 6 секунд на кадр - это не так уж много. Проблема состоит лишь в том, что для съемки полной сферической панорамы надо сделать 38 таких кадров.
Несложно подсчитать общее время съемки одной панорамы: 38 Х 6 = 228 секунд или 3.8 минуты. И это только время экспонирования. А еще надо установить штатив, настроить положение камеры, между кадрами камеру надо поворачивать на панорамной головке, фокусироваться... Одним словом, на практике съемка каждой панорамы затягивалась примерно на 10 минут.
На этой картинке показано, какие кадры надо отснять, чтобы потом получилась целостная сферическая панорама. Напоминаю, в реальности каждый кадр экспонировался 6 секунд:
Панорам в проекте было 58. Учитывая переходы между помещениями, между зданиями, переезд в деревню Львовка, где находится часть экспозиции, на всю работу ушло два полных рабочих дня.
Редкие кадры и прочие необычности
Когда на экскурсиях туристы фотографируют экспонаты музея, у всех получаются примерно одни и те же кадры. Но в обычной толчее далеко не каждый может протиснуться к интересующему экспонату. Пока все желающие сделают свое селфи, экскурсовод уже приглашает в другое помещение.
Про качество фотографий иной раз вообще говорить не приходится. Некоторые снимают со вспышкой, которая убивает объем изображения и дает чудовищные блики на стеклах, закрывающих некоторые экспонаты.
Другие фотографируют смартфонами. Конечно, на маленьком экранчике сразу после съемки картинка выглядит вполне нормально. Но на большом экране или при печати на бумаге качество иной раз совсем не радует.
Помимо прочего, не всегда можно подойти к тому или иному экспонату, чтобы сфотографировать его с более удачного ракурса. Мешают ограничительные веревочки, которые натянуты в каждом зале.
Мне удалось побродить по залам "без веревок" и сделать нормальные фотографии многих рукописей, предметов интерьера. Большинство из них вошли в отчет о последней экскурсии. Здесь хотелось бы остановиться на кадрах, которые невозможно сделать, двигаясь с туристической группой. Например, вот эти песочные часы:
Я и на экскурсии их видел, но как-то не придал особого значения. Тем более это работа какого-то современного художника, а не артефакт из дома Пушкина. Только подойдя ближе, удалось рассмотреть, что в верхней части колбы находятся осенние листья, а в нижней какая-то обгорелая рукопись.
Как мне пояснили - это символ сожженной главы романа "Евгений Онегин".
Вот еще один интересный экспонат:
Немного похоже на современный ноутбук, правда? Это дорожное бюро писателя. С его помощью можно было делать наброски будущих произведений, даже сидя в повозке или в санях. К сожалению, экспонат находится довольно далеко от ограничительного барьера, поэтому почти невозможно рассмотреть то, что находится под стеклом.
Теперь можно увидеть все в подробностях:
Любопытно, что поэт, иногда изображавший в рукописях автопортреты, предстает здесь в образе собаки.
Когда закончилась работа в господском доме я спросил, что находится на втором этаже - в мезонине? Туда не водят экскурсии, но я надеялся сделать необычные фото из окон. Моей просьбе пошли навстречу.
На второй этаж ведет небольшая лестница. Мимо нее проходят все экскурсионные группы, когда покидают господский дом.
Поднявшись в мезонин, мы видим довольно темный коридор, освещенный всего одной лампочкой. Бревна, из которых сложены стены, как раз те самые, которые были изначально.
Увы, Александр Сергеевич никогда не был в мезонине. Его достроили уже после гибели поэта. Иначе, готов поспорить, рабочий кабинет и спальня были бы именно там.
В левую комнату мы не попали. Не оказалось нужных ключей. Правая оказалась неожиданно просторной. По правде говоря, я ожидал увидеть здесь завалы из каких-нибудь ненужных вещей и уже готовился продираться сквозь них к окнам, чтобы сделать снимки.
Посмотрите, да это же настоящая зала! Можно балы устраивать! Все очень цивильно. На стенах - экспозиция картин и фотографий, которые со временем "уедут" во Львовку. О ней мы поговорим в отдельной статье.
Некоторые экспонаты хочется показать поближе:
В одной из этих газет от 1913 года напечатано объявление о продаже усадьбы Пушкиных государству. Имеются старинные фотографии имения, которым уже более 100 лет. К сожалению, я не сразу оценил потенциал этих газет и не сделал сколь-нибудь качественные фотокопии. Думаю, это будет тема для отдельного разговора при последующем посещении музея. Да и время поджимало. Когда тебя пустили сюда "на минутку" и двое сотрудников ждут у двери с ключами, особо не разгуляешься. Надо и честь знать.
Зато удалось сделать несколько необычных фотографий из окон мезонина. Конечно, в них нет ничего принципиально нового. Та же самая усадьба, только с более высокой точки. Тем не менее таких снимков я еще не видел и с большой осторожностью смею полагать, что они в некоторой степени уникальны. Вот, извольте полюбоваться:
Ну вот, я же говорил, что ничего особенного. Вот если бы поднять здесь квадрокоптер с камерой... впрочем, это будет еще одной темой разговора при последующем посещении.
Следующие редкие снимки были сделаны в бане и в людской. Дело в том, что обычным туристам не позволено заходить за веревочные ограждения. Поэтому заглянуть, например, в парилку представляется возможным только через окна. Но сделать нормальные фотографии через стекло, как правило, не получается.
Выручает трюк, которым с удовольствием делюсь. Снимая с улицы внутрь темного помещения, необходимо избавиться от отражающих свойств стекла. Если мы вплотную прислоним объектив нашего фотоаппарата к стеклу, то обкладка объектива исключит возможность проникновения постороннего света. Значит, не будет отражения. Значит, мы сделаем качественный снимок того, что находится внутри помещения за стеклом.
Если бы я не сказал вам, вы бы и не догадались, что эти снимки сделаны с улицы через стекло. К сожалению, снимать таким образом можно только под прямым углом к плоскости стекла. Стоит хоть чуть-чуть повернуть объектив, оторвав его от поверхности, и отражение губит картинку. Как бы вы ни старались прикрыть объектив ладонью, все равно это будет уже не то.
Здесь не могу не сделать важное замечание. Перед тем, как повторить мой маневр внимательно посмотрите на свой объектив и убедитесь, что его линза не выступает вперед относительно рамки объектива. Если так оно и есть, описанную съемку выполнять не стоит. Мало того, что все равно "словите" отраженный от стекла свет. В худшем случае вы рискуете поцарапать линзу. Будьте внимательны.
Наконец приближаемся к каретнику. Это такой сарайчик, где хранятся сани и фаэтон. Если вы были в усадьбе, наверняка видели эту картинку:
В принципе, в этом фото нет ничего необычного. Наверное, такой снимок делают все, кто приезжают в усадьбу. Теперь посмотрите на это:
Не буду утомлять вас необходимостью "найти десять отличий". Обратите внимание на расстояние между фаэтоном и санями на обоих снимках. Мне кажется, санки сдвинуты влево, причем довольно значительно.
Вы не поверите, но это я сдвинул их. Причем не из варварского желания оставить о себе хоть какой-то след в музее, а с разрешения сопровождающего сотрудника. Пришлось сделать это, чтобы иметь возможность установить штатив с камерой между двумя объектами.
Санки оказались тяжеленными! Пришлось ворочать их постепенно, то перед, то зад, то опять перед. Бедная лошадь! Как она их везла. Впрочем, на снегу, наверное, на это требуется меньше усилий.
Когда сани были сдвинуты, я получил разрешение на то, чтобы сдвинуть и фаэтон. Но тут вышла досадная заминка. Он оказался еще тяжелее, поэтому просто так, путем поперечного сдвига, у меня ничего не получилось, несмотря на титанические усилия. Причем делать все приходилось с большой осторожностью, чтобы не дай Бог не разломить музейный экспонат. Что-что, а геростратова слава мне как-то вовсе ни к чему.
Хотел попробовать откатить его, повернув оглобли, но, увы. Передние колеса не поворачиваются. Ведь это не настоящая карета, а всего лишь макет. Музейный образец.
Было решено оставить ее в покое и сделать съемку прямо так. Эту панораму вы тоже сможете увидеть в готовом виртуальном туре по музею, ссылку на который была в начале статьи и будет снова в самом конце.
Так что теперь могу записать в список своих достижений, что лично ворочал сани Пушкина вместо лошади :). Вдруг буду устраиваться на работу, писать резюме и потребуется перечислить список наиболее значимых дел в жизни :)
Кроме того, оказавшись внутри каретника, не мог не сделать вот такой снимок:
Его тоже можно считать в некотором роде уникальным. Ведь чтобы сфотографировать с этой точки, надо перелезть через веревочное ограждение и войти внутрь каретника. Здесь на снимке веревки нет, ее сняли на время съемок. Но обычно она натянута прямо в проеме ворот.
На фотографии, кстати, расположен еще один объект, куда не водят туристов. Это господская кухня. В самом доме пищу не готовили, чтобы исключить появление нежелательных запахов и еще менее желательных грызунов. Кухня оформлена в одном стиле с господским домом и стоит отдельно от него на берегу пруда. Давайте туда тоже заглянем.
Кухня в усадьбе Пушкина
Обычные экскурсионные маршруты не предполагают посещение кухни. Но это не значит, что объект "необитаем". Как выяснилось, внутри все очень цивильно, оформлено в стиле пушкинских лет. Здесь и русская печка с чугунками и ухватами, и большой деревянный стол, и... впрочем, смотрите сами:
Остальную часть экспозиции можно увидеть в виртуальном туре по музею.
Здесь проводят особые мероприятия для посетителей: деревенские посиделки. Подробнее о них можно будет почитать на официальном сайте музея, работа над которым сейчас обсуждается с руководством.
С крыльца кухни открывается особый вид на верхний пруд усадьбы. Если окажетесь там, не забудьте заглянуть на крылечко. Даже если не войдете внутрь кухни, хотя бы сделаете интересные снимки парка:
Успенская церковь. Редкие фото
Эту фотографию вряд ли можно назвать редкой. С нее обычно начинаются почти все репортажи о приезде в пушкинский музей, поскольку церковь стоит прямо напротив автостоянки. Тем не менее я решил добавить ее, чтобы вы понимали, о какой именно церкви пойдет речь.
Когда съемка основного материала была окончена, руководству музея пришла идея попробовать сфотографировать усадьбу с колокольни стоящей рядом Успенской церкви. Я просто не поверил в возможность такой удачи. Ведь с высоты почти всегда получаются очень интересные и необычные снимки. В подтверждение тому могу пригласить вас посмотреть снимки с колоколен Суздаля, Переславля-Залесского и Санкт-Петербурга (все ссылки откроются в новых окнах, можно почитать потом).
Не подавая виду, но внутренне подобравшись, я слушал телефонный разговор замдиректора музея с настоятелем церкви. К моему удивлению, "добро" было получено сразу, без каких-то долгих дискуссий.
В церкви нас с сотрудницей музея встретили довольно приветливо и проводили на лестницу, ведущую на колокольню. Сначала надо было пройти несколько пролетов по деревянной винтовой лестнице внутри башни:
Далее мы попали в узкий полукруглый коридор с лестницей. Скорее всего, он идет вдоль внешней стены башни:
На нижнюю площадку колокольни выбрались через низенькую дверь:
Эта часть подъема в плане сложности не вызывает никаких опасений. Как будто вы поднялись без лифта на 4-5 этаж обычного дома.
Зато следующий этап - подъем на верхнюю площадку колокольни - может несколько смутить тех, кто побаивается высоты. Шагать придется по деревянной лестнице. Но она идет не вдоль стен, так мы чувствовали бы себя более уверенно, а смонтирована в середине огромного зала с куполом наверху:
Конструкция выглядела настолько "воздушной", что сотрудница музея сообщила мне, что дальнейший путь я проделаю уже один. Ну что ж. Один, так один. Начинаем подъем:
Вообще, лестница только с виду кажется шаткой. На самом деле она вполне прочная. Только одно обстоятельство может подпортить настроение. И ступени и перила местами плотно помечены птицами мира, то есть, голубями. Так что некоторые участки подъема придется пройти без помощи перил.
Преодолев половину пути, можно смотреть вверх уже с некоторым оптимизмом:
Не останавливаемся. Впереди нас ждет приз - необычные виды, которые обязательно надо не только рассмотреть, но и сфотографировать.
Вот они:
Здесь и виды на окрестности, и несколько интерьеров самой колокольни. Увы, с погодой в тот день не очень повезло. Весь день была какая-то изморось. Поэтому бескрайние поля и леса просто потерялись. Жаль.
Обязательно хотелось бы показать вам лестницу с верхней ее точки. Подниматься по ней было еще не так страшно, а как насчет спуска?
После того, как был сделан этот кадр, я повесил фотоаппарат вместе с сумкой на шею, чтобы освободить обе руки. Снова пришло на ум, что если бы лестница шла вдоль стены, спускаться было бы не так страшно. А тут - как будто идешь прямо по воздуху.
Но, справедливости ради, должен признать, что это не самая страшная лестница, по которой пришлось ходить. Она хоть находится в закрытом пространстве. А как вам вот этот вариант?
Это Суздаль. Лестница на звонницу Преподобенской колокольни. Этакая парящая лесенка на высоте 52 метра. Если интересно, почитайте полный отчет о подъеме на эту колокольню: Экскурсия по Суздалю с высоты птичьего полета.
К счастью и в том, и в другом случаях спуск прошел удачно. Приятно снова очутиться на твердой земле, а еще и с флешкой, полной редких кадров...
Монтаж виртуального тура по музею Пушкина
Этот процесс невозможно описать в нескольких словах. Всего получилось 58 панорам. Если помните, я писал, что каждая состоит из 38 кадров. Таким образом пришлось иметь дело с массивом из 2204 снимков, не считая дополнительных статических кадров.
Сначала все фотографии надо было обработать в Adobe Lightroom, чтобы придать им нормальный вид. Как я уже упоминал, съемка выполнялась при наличии разных источников света, в помещениях с большим диапазоном освещенности - от ярких окон до темных углов.
Вот посмотрите, как может выглядеть оригинал фотографии, сделанной профессиональным фотоаппаратом с профессиональной оптикой:
А вы считали, что профессиональный фотоаппарат сразу выдает "конфетную" картинку? На самом деле получается вот такое убожество. Темное, с желтым светом от лампы и синим из окна. А нарушенная геометрия помещения! Посмотрите на заваливающиеся углы! Вы ведь своим айфоном и то лучше снимите, верно?
Но для меня этот снимок является отличным исходным материалом. Главное - есть резкость, нет цифрового шума, нет проваленных областей (совершенно белых или абсолютно черных). А все остальное - это такая мелочь, что и заморачивается не стоит.
Один момент. Сейчас все поправим:
Вот примерно так оно все и было. Считаете, темновато? Да. Но именно так выглядела комната.
Таким образом обрабатываются все 38 фотографий, которые потом будут склеены в сферическую панораму. Главное условие - все установки и настройки для всех 38 кадров должны быть совершенно одинаковые. По счастью, программа Adobe Lightroom предоставляет возможность выполнить обработку одной фотографии серии, а остальные обработать точно так же автоматически. Поэтому, обработка занимает не так уж много времени, как может показаться. Особенно, при наличии должного опыта.
Затем начинается склеивание панорам, сведение их в готовый продукт. Если вам интересна эта тема, приглашаю полистать мой сайт, который полностью посвящен созданию виртуальных туров: http://pan-nn.ru
Результат работы - Виртуальный тур по музею Пушкина можно увидеть по этой ссылке.
Вывод
Сейчас многие мечтают о том, чтобы забросить работу в офисе и начать трудиться дома. Желательно на себя. В то же время в интернете полно предложений, одно завиднее другого, где вам посулят огромные деньги. Причем "уже сегодня", "опыт работы не требуется", "всего несколько простых действий" и т.д.
Смешно это читать. Интересно, неужели кто-то до сих пор "клюет" на эти басни? Надеюсь, таких людей остается все меньше.
Реальная работа дома - это никакая не халява. О том, что надо многое знать и уметь, даже не заикаюсь. Это аксиома. Перед тем, как вы опуститесь в удобное кресло перед огромным экраном компьютера, находясь в собственном просторном домашнем кабинете, который занимает целый этаж, и примитесь за очередной проект, надо долгие годы учиться и работать. Потом снова учиться и работать. И так далее.
Вы же знаете, чудеса бывают только в сказках А.С.Пушкина :)